Статья опубликована в журнале «Экология и промышленность России». В ней говорится, что буровой шлам представляет собой грязную смесь.
Он образуется в процессе бурения скважин, в основном при добыче нефти и газа. Когда бур проходит через земные слои, он измельчает породу, а специальная жидкость вымывает эти частицы на поверхность – так и получается шлам с нефтью и токсичными веществами.
Ученые Пермского Политеха изучили образцы буровых шламов с концентрацией от 0,1 до 6,2% опасных для окружающей среды веществ – нефти, нефтепродуктов, соединений хлоридов и тяжелых металлов. Одна часть шламов изучалась в исходном состоянии, а другая – после отмывки от пылеватых и глинистых частиц. Для оценки зернового состава образцы были высушены.
Выяснилось, что промытые образцы обладают высокой прочностью, водостойкостью и устойчивостью к нагрузкам, что указывает на схожесть с обычным минеральным порошком, а также отвечают требованиям ГОСТ. Такой подход решает проблему утилизации опасных отходов и помогает снизить затраты на производство стройматериалов.
Разработанный учеными ПНИПУ технологический подход поможет улучшить физические и механические свойства асфальтобетонной смеси и снять экологические проблемы, связанные с захоронением буровых шламов.
Ранее солнце назвали причиной высокой токсичности выхлопных газов автомобилей.