
АСТАНА – Железнодорожная сеть Казахстана столкнулась с транспортным коллапсом из-за рекордного урожая зерновых. «Казахстан темир жолы» (КТЖ) ввела временные запреты на погрузку, чтобы избежать дальнейшей перегрузки инфраструктуры. Основные проблемы – в порту Актау и на границе с Китаем, где скопились тысячи вагонов. Это угрожает экспорту и доходам фермеров, подчеркивают эксперты.
Запрет на Каспийском направлении: Актау на пределе
С 6 по 20 октября 2025 года на сети КТЖ действует запрет на погрузку зерна в направлении морского порта Актау. По данным компании, терминалы порта переполнены: на территории скопилось около 700 загруженных вагонов (свыше 45 тыс. тонн зерна), а на подходах – еще 140. Свободных емкостей нет, а суда для вывоза приходят неритмично – из-за погодных условий и логистических задержек.
Каспийские порты, включая Актау, – ключевые «ворота» для экспорта казахстанского ячменя в Иран. В прошлом маркетинговом году (2024/25) через них ушло 1,228 млн тонн фуражного зерна (65% всего экспорта ячменя). Союз зернопроизводителей РК прогнозирует 980 тыс. тонн поставок в Иран в текущем сезоне, но текущий затор рискует сорвать графики.
Ранее, с 1 октября по 31 декабря 2025 года, КТЖ запретила погрузку в вагоны иностранных администраций для транзита на Каспий (Актау, Курык) и в Китай. Общий парк вагонов на сети – 94 тыс., из них 45 тыс. – иностранные.
Проблемы на востоке: Задержки в Китае
С 4 по 10 октября введен запрет на отправку зерновых, масличных культур и продуктов их переработки в Китай через станцию Достык. Причина – медленная выгрузка со стороны Китая: в сутки принимают лишь 9 составов, в результате у границы застряло 470 вагонов, а на подходах – 3600.
Это не первый инцидент: подобные ограничения вводились в 2024 году из-за модернизации китайских терминалов и карантинных мер. Китай – ключевой рынок для казахстанской пшеницы и ячменя, но задержки усугубляют глобальный дефицит вагонов.
Последствия для аграриев и экономики
Железнодорожные узлы «забиты» сельхозпродукцией: фермеры рискуют упустить сезонные поставки, а экспортеры – понести убытки от простоя. В сентябре-октябре КТЖ планировала перевезти 3,6 млн тонн зерна на экспорт, но реальность – 2,2 млн тонн. Это отражает хроническую проблему: инфраструктура не справляется с нагрузкой, несмотря на рекордный урожай.
Эксперты призывают к модернизации портов и координации с партнерами. КТЖ обещает снять ограничения по мере разгрузки, но пока экспорт «заморожен».
