Загрузка погоды…

Курсы валют Нацбанка РК

(04.11.2025) $ 522.49 ₸ € 601.07 ₸ ¥ 73.34 ₸ ₽ 6.47 ₸

Очереди из 5000+ фур на границе РФ и Казахстана: серый импорт и санкции парализуют логистику

Очереди фур на границе РФ-Каз
Очереди фур на границе РФ-Каз

Логистический кризис на границе России и Казахстана достиг пика: более 5000 грузовиков с товарами из Китая стоят в очередях, ожидание — до 7 дней.

С российской стороны пробки фиксируются на КПП «Павловка» (Новосибирская область) и «Кайрак» (Алтайский край), с казахстанской — в 9 из 10 случаев досмотр (Orda.kz). Перевозчики винят «серый импорт» и ужесточение контроля за санкциями, а таможня обещает «препятствий для добросовестного бизнеса нет». Ситуация усугубится закрытием китайских КПП на «Золотую неделю» 1–8 октября.

Причины: санкции и «серый» трафик

Очереди наросли с середины сентября: казахстанские таможенники досматривают 99% фур с подозрительными грузами — электроникой, дронами, деталями и западными брендами, подпадающими под санкции (DP.ru).

Россия усилила проверки на «двойном назначении», опасаясь вторичных ограничений. Средняя пропускная способность — 300–600 фур/день, но с 5000+ грузовиками разгон займёт 3 недели (AIF.ru). С российской стороны очереди не превышают нормы, но с казахстанской — «мертвые пробки» (Orda.kz).

Эксперты (RBC) связывают это с ростом онлайн-торговли из Китая: объём — $100 млрд в 2024 году, 70% через Казахстан. Праздники в КНР добавят 20% трафика, перенаправив грузы на Монголию или прямые КПП РФ-КНР («Забайкальск», 600 фур/сутки).

Последствия: рост цен и разворот грузов

Кризис парализует цепочки: задержки — 7–10 дней, штрафы за просрочку — до $5 тыс./фуру (Oborot.ru). Перевозчики планируют разворачивать грузы на КПП КНР-РФ или КНР-Монголия-РФ, что добавит 3–5 дней. Цены на импорт вырастут на 10–15% (RBC). Таможня Казахстана уверяет: «Для добросовестных — без препятствий», но логистики жалуются на «потери данных» в электронной очереди (RZD-Partner.ru).

Прогноз и альтернативы

Ситуация стабилизируется после 8 октября, но эксперты (AIF.ru) предупреждают о системных проблемах: инфраструктура не справляется с 25% ростом трафика. Альтернатива — «Маньчжурия-Забайкальск» (1–2 дня), но нагрузка вырастет на 30%. ФТС РФ рекомендует электронную очередь и контракты с форс-мажором.

Поделиться
Популярные новости
Лента популярных новостей