
Китай, Кыргызстан и Узбекистан достигли прорыва в проекте строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУЖД), подписав 27 декабря 2024 года межправительственное соглашение в Пекине.
Общая стоимость — $8,1 млрд, с долей Китая 51% в совместной компании (учредители: China Railway International, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари»). Доли Кыргызстана и Узбекистана — по 24,5%. Строительство стартует в 2025 году, запуск — к 2030 году, как заявил бывший премьер Кыргызстана Акылбек Жапаров в интервью CGTN (27 марта 2025 года).
Маршрут: от Кашгара (Китай) через КПП Торугарт, долину Арпа, Джалал-Абад (Кыргызстан, 304,94 км) к Андижану (Узбекистан, 158,04 км). Общая длина — 523 км, однопутная с тепловозной тягой и возможностью электрификации. Проект включает 46 мостов и 27 тоннелей (40% трассы). 29 апреля 2025 года в Кыргызстане заложили фундамент ключевых объектов (мосты и тоннели), что стало первым практическим шагом.
Финансирование и выгоды
Китай финансирует 2,35 млрд долларов кредитом от Инэксимбанка и Национального банка КНР. Кыргызстан выделил 11 млрд сомов (130,5 млн долларов), Узбекистан — 255 млн долларов (14 млн в 2025 году).
Магистраль сократит путь из Китая в Европу на 900 км, время транзита — на 7–10 дней, снизит перегрузки и стоимость перевозок.
Для Кыргызстана — выход к морям без России; для Узбекистана — рост экспорта (текстиль, сельхозпродукты). Проект — часть «Один пояс, один путь», усиливающий роль ЦА в глобальной логистике.
История проекта
Идея возникла в 1990-х. В 2002 году Китай предложил маршрут 268 км через Кыргызстан, но разногласия по ширине колеи (Китай — 1435 мм, Кыргызстан — 1520 мм) затормозили. В 2012 году Китай оценил проект в $6–7 млрд, но Кыргызстан настаивал на «северном» варианте (в обход гор). Переговоры возобновились в 2023 году; ТЭО завершено в мае 2023. Соглашение подписано 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде, где заложили символический камень. В 2025 году — строительство мостов и тоннелей.
Эксперты прогнозируют, что дорога увеличит транзит ЦА на 20–30%, но требует решения экологических рисков (высокогорье Арпа) и геополитики.
