
Министерство внутренних дел (МВД) Казахстана отвергает предложения о смягчении ответственности за управление транспортом в состоянии опьянения. 25 февраля 2025 года на выездном заседании в Мажилисе министр Ержан Саденов и председатель Комитета административной полиции (КАП) Кайсар Султанбаев подтвердили: лишение водительских прав на 7 лет остается неизменным.
Депутат Мажилиса Марат Башимов вновь поднял тему соразмерности статьи 608 КоАП РК, ссылаясь на жалобы водителей. Саденов ответил: «Лишение прав именно за состояние опьянения — здесь позиция однозначная, мы против изменений, исходя из принципа, что пьяный за рулем — преступник». Султанбаев добавил: «Если мы говорим о жизни и здоровье граждан, об обеспечении общественной безопасности, то пьяный водитель — преступник, отвечающий за жизни других. Никаких смягчений не будет».
Статистика и аргументы МВД
С начала 2025 года в МВД поступило 7500 обращений с просьбами об амнистии или смягчении наказания. Несмотря на рост автопарка, число задержанных пьяных водителей снижается — с 2020 года на 20–25%, что МВД приписывает строгим мерам как сдерживающему фактору.
За 5 лет (2020–2025) нетрезвое вождение вызвало 2500 аварий с 460 погибшими и 3300 ранеными. В барах и клубах зафиксировано 1400+ преступлений в опьянении, включая 3 убийства. Султанбаев отметил: в некоторых странах (США, Австралия) за повторные нарушения лишают прав пожизненно и конфискуют авто, что строже казахстанских норм.
2025 год — «год профилактики» по указу президента, что усиливает аргументы МВД против послаблений.
Предыстория инициатив
Предложения о смягчении звучат с 2019 года, когда срок лишения прав вырос до 7 лет (ранее — 1–5 лет). Депутаты, включая Николая Арсютина, ссылаются на несоразмерность: лишь 1–2% аварий происходят в опьянении, а жалобы на злоупотребления полицией. Сенатор Марат Кожаев (экс-замглавы МВД) поддерживает МВД: «Жизни граждан важнее прав нарушителей; анализ показывает эффективность строгих мер».
В июне 2025 МВД вновь отвергло амнистию, ссылаясь на 7500 обращений. Лето 2025 подтвердило позицию: «Смягчения не будет».
Перспективы
Инициативы о градации наказаний (по степени опьянения или последствиям) обсуждаются, но МВД готово пересмотреть только для «остальных нарушений» (превышение скорости и т.д.). Эксперты прогнозируют: без изменений статистика аварий останется низкой, но жалобы на «жестокость» сохранятся.
