
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) достиг исторической вехи: с момента запуска в 1999 году отгружен миллиардная тонна нефти.
Об этом сообщили в КТК 1 октября 2025 года. 85% этого объёма приходится на казахстанскую нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган, что подчёркивает стратегическую роль консорциума как главного экспортного маршрута для страны. Несмотря на периодические критики за тарифы и экологию, КТК остаётся ключевым каналом, обеспечивающим 80% экспорта казахстанской нефти в Европу и Азию.
Миллиард тонн: вклад Казахстана
КТК — совместный проект с участием Казахстана (через «КазМунайГаз» — 20,1%), России («Транснефть» — 31%) и международных партнёров (Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni, TotalEnergies — 49%). Трубопровод длиной 1519 км от Тенгиза до Новороссийска (Чёрное море) транспортирует 1,5% мировой нефти. С 1999 года:
- Общий объём: 1 млрд тонн.
- Казахстан: 850 млн тонн (85%).
- Россия: 150 млн тонн (15%).
В 2024 году КТК отгрузил 35,5 млн тонн, в 2025 году план — 36 млн тонн. Рекорд 2023 года — 37,2 млн тонн. Консорциум инвестировал $1,5 млрд в модернизацию, включая вторую нитку (WPMP, 2017 год), повысив мощность на 50%.
Критика и значение
КТК часто критикуют за высокие тарифы ($15–20/баррель) и риски (разлив в Керченском проливе 2007 года). Однако без него экспорт через Китай или Иран был бы дороже. «КТК — артерия казахстанской нефти», — отметил аналитик «КазМунайГаза» в отчёте. В 2025 году консорциум обсуждает расширение до 67 млн тонн/год.
