
9 декабря 2025 года Казахстан планирует впервые экспортировать нефть напрямую из месторождения Кашаган в Китай — 50 тыс. тонн в декабре. Это решение вызвано повреждением инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому обычно идёт 80% экспорта казахстанской нефти. Нефть отправят по трубопроводу Атасу-Алашанькоу, который обычно используется для других месторождений.
Причины: атака на терминал КТК
29 ноября 2025 года украинский беспилотник нанёс удар по морскому терминалу КТК в Новороссийске, повредив выносной причальный узел (ВПУ-2). Из трёх ВПУ теперь работает только одно (ВПУ-1), второе в ремонте, третье на плановом обслуживании.
Это снизило пропускную способность на 1% глобального предложения нефти и привело к падению добычи в Казахстане на 6%. Полное восстановление ожидается не ранее 11 декабря.
Минэнерго РК реализует план диверсификации: «Для минимизации последствий и предотвращения снижения добычи на крупных месторождениях». Кашаган (одно из крупнейших месторождений за 40 лет, запас >13 млрд баррелей) обычно экспортирует через КТК в Новороссийск.
Детали поставки
- Объём: 50 тыс. тонн (30 тыс. — CNPC, 20 тыс. — Inpex, участники консорциума NCOC).
- Маршрут: Трубопровод Атасу-Алашанькоу (длина 2228 км, от Атырау до Синьцзяна, Китай; мощность 10 млн т/год). Обычно по нему идёт нефть из Актобе и Кумкола; средний объём — 85–86 тыс. т/мес.
- План на 2025: 1 млн т (за 10 месяцев — 0,858 млн т; ниже 1,2 млн т в 2024).
Это усилит диверсификацию: в 2025 Казахстан увеличил поставки по БТК (до 2,2 млн т/год) для снижения зависимости от России. Эксперты предупреждают: простои КТК (80% экспорта) могут ударить по бюджету (нефть — >50% доходов). Китай, крупнейший импортёр, выиграет от прямых поставок.
Минэнерго не комментирует детали, но подтверждает «поиск альтернативных маршрутов». Следим за объёмами — это может стать новым каналом для Кашагана.
