
Депутат Мажилиса от фракции «Аманат» Ерлан Саиров предложил ограничить использование праворульных минивэнов Toyota Alphard в Казахстане, особенно в такси и межгородских перевозках, из-за их высокой аварийности.
Об этом он заявил 24 сентября 2025 года на пленарном заседании Мажилиса, обратившись с депутатским запросом к министру внутренних дел Ержану Саденову. «Смертельная статистика просто зашкаливает: за два дня июля случились два крупных ДТП в Жамбылской и Алматинской областях — 10 погибших и 4 пострадавших», — сказал Саиров, подчёркивая «дурную славу» модели.
Alphard, популярный в Азии праворульный минивэн, не продаётся официально в Казахстане, но активно завозится подержанными — на сайтах вроде Kolesa.kz и OLX тысячи объявлений по 10–15 млн тенге. Саиров отметил: «При обгоне правый руль мешает видеть встречный транспорт, что приводит к авариям. Настало время ограничить их использование». Он предложил запретить Alphard для пассажирских перевозок, где расстояния достигают 400–500 км, и ввести строгий техосмотр для импортных праворульных авто.
Статистика смертельных ДТП
По данным МВД, в 2025 году Alphard фигурировал в 20+ тяжёлых авариях: февраль 2020 — 2 погибших на трассе Самара-Шымкент; февраль 2022 — 1 погибший на Уральск-Атырау; август 2024 — 6 погибших (включая 2 полицейских); апрель 2025 — 2 погибших на Алматы-Караганда; август 2025 — 3 погибших в Карагандинской области. Общий итог: 22 346 пострадавших в ДТП за год, 1466 погибших. «Alphard — машина-убийца», — подытожил Саиров.
МВД поручило проверить импорт праворульных авто и усилить контроль за такси. «Предложение Саирова разумно — безопасность превыше всего», — отметил эксперт по транспорту из КазНАИ.
