
Депортация корейцев 1937 года остаётся одной из трагических страниц истории СССР. 21 августа 1937 года ЦК ВКП(б) и Совнарком приняли постановление № 1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанное И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. Это решение затронуло 173 тыс. корейцев, проживавших в 22 приграничных районах, и стало первым массовым выселением этнической группы в советский период.
Исторический контекст
После русско-японской войны 1904–1905 годов, завершившейся аннексией Кореи Японией в 1910 году, начался массовый поток корейских беженцев в Россию. Японцы даже поощряли эту миграцию.
В 1918-1922 годах во время японской интервенции на Дальнем Востоке, корейцы активно участвовали в партизанском движении против японцев. К 1922 году в СССР насчитывалось около 100 тыс. корейцев. В период коллективизации они вступали в колхозы активнее русского населения, но только 25% получили советское гражданство.
В 1930-е годы во Владивостоке существовали корейская библиотека, Корейский театр рабочей молодёжи, Дальневосточный краевой корейский театр и Корейский педагогический институт. В Приморье действовало более 300 корейских школ и два корейских педучилища.

7 июля 1937 года Япония начала войну против Китая, поддерживаемого СССР и США. 9 июля 1937 года в газете «Правда» вышла статья «Подрывная работа японской разведки», утверждавшая, что японские офицеры шпионили под видом корейцев и китайцев.
Постановление и его причины
Постановление предписывало выселить корейцев из районов Посьетского, Молотовского, Гродековского, Ханкайского, Хорольского, Черниговского, Спасского, Шмаковского, Постышевского, Бикинского, Вяземского, Хабаровского, Суйфунского, Кировского, Калининского, Лазо, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского, Михайловского, Архаринского, Сталинского и Блюхеровского в Южно-Казахстанскую область (районы Аральского моря и Балхаша) и Узбекскую ССР.
Выселение началось с Посьетского района и должно было завершиться к 1 января 1938 года. Разрешалось брать имущество и живность, обещалась компенсация за оставленное жильё, а желающим — упрощённый выезд за границу.
Официально причиной называлось предотвращение проникновения японских шпионов. Однако архивы указывают на дополнительные мотивы: страх сепаратизма (после создания Еврейской АО в 1934 году) и экономическую выгоду — трудолюбивые корейцы должны были освоить целины Средней Азии и Казахстана, где коллективизация буксовала.

Процесс депортации
Депортация началась в начале сентября 1937 года. Связь между корейскими деревнями прервали, сёла окружали военные. Паспорта и оружие изымали, проводили «разъяснительную работу». По постановлению от 11 сентября 1937 года № т1571-356сс выделили 200 млн рублей на нужды переселенцев (по 6 тыс. руб. на семью), но деньги до корейцев не дошли.

Жильё передали воинским частям и ж/д работникам. Семьи перевозили на эшелонах из 50 товарных вагонов («телячьих»), оборудованных нарами и печкой, но без туалетов и умывальников. Путь длился 30–40 дней, с остановками для вывоза умерших. Охрана НКВД следила за настроениями среди переселенцев.

Расселяли корейцев в пустынных районах с непригодной землёй. Они строили землянки и питались дикими растениями. Экстремальные условия, плохое питание и отсутствие медпомощи привели к высокой смертности. 2 июня 1945 года их объявили спецпоселенцами (приказ Берии), но после капитуляции Японии 2 сентября 1945 года статус отменили.

Ирония судьбы: Люшков
Организатор депортации — глава НКВД ДВК Генрих Люшков оказался единственным доказанным шпионом. В 1938 году, вызванный в Москву, он бежал к японцам, выдав тайны ГУЛАГа и репрессий. Он подготовил два плана покушения на Сталина и работал на японскую разведку до 1945 года, после поражения Японии в войне был убит японцами за ненадобностью.
Реабилитация
14 апреля 1993 года РК приняла Закон № 2143-XII «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», признав депортированных жертвами. Пострадавшими признали также детей спецпоселенцев.. В РФ 01.04.1993 вышло Постановление Верховного Совета 4721-1 «О реабилитации российских корейцев», что стало частью общей политики реабилитации репрессированных народов.
Автор. Полянская Оксана
