
Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) РК сообщило о строгих мерах в отношении казахстанских блогеров, вовлеченных в рекламу онлайн-казино, что вызывает озабоченность среди пользователей соцсетей. По данным официального канала АФМ в Telegram (@afm_rk, с начала года выявлено 34 инфлюенсера, продвигающих азартные игры, из которых 11 уже привлечены к административной ответственности по статье 455 КоАП РК за нарушение законодательства о рекламе. Штрафы начинаются от 235 920 тенге, а материалы на 23 блогера переданы в Министерство культуры и информации для дальнейших действий.
Среди нарушителей — известные личности: Айжан Байзаков, рэпер Шынгысхан Копбаев (Baller), чьи треки популярны среди молодежи, Ринат Шамшырак с аудиторией более 600 тысяч подписчиков, а также трансгендерный блогер Наиль Турганов (Niko_nett). Многие из них, зарабатывали миллионы тенге на таких интеграциях, но часть средств, по данным Informburo.kz, проигрывали в тех же казино, что рекламировали. Например, Нургазы Токтаров (Nakonay Qarapaiym) получил 15,8 млн тенге, из которых 7 млн проиграл.
Проблема в том, что инфлюенсеры, включая тех, кто активно ведет аккаунты в Instagram и TikTok, часто недооценивают риски. Реклама онлайн-казино, замаскированная под развлекательный контент, регулярно появляется даже в лентах пользователей, далеких от этих платформ
АФМ предупреждает, что такие действия могут быть квалифицированы как пособничество незаконному игорному бизнесу по статье 28 УК РК, особенно если организаторов казино привлекут к уголовной ответственности. В случае накопления жалоб от пострадавших, например, тех, кто пошел по ссылке Niko_nett и понес убытки, блогеры рискуют оказаться под судом. Это может привести к лишению свободы, с отбыванием наказания, например, в ИК-166/4 в Алматы (микрорайон Заречный), где находятся колонии строгого режима.
АФМ призывает блогеров отказаться от сомнительных контрактов и сообщать о предложениях в телеграм-бот «АФМ Insider», гарантируя анонимность. За последние 2,5 года в РК ликвидировано 205 подпольных казино, а 224 человека привлечены к уголовной ответственности, что подчеркивает масштаб проблемы, согласно Kursiv.media. Это сигнал: игнорирование закона может дорого обойтись как инфлюенсерам, так и их аудитории.
